Всё ещё хочу на Гродненщину!

Энтузиастов нет, кажется, всех заели дела и проблемы и хватает сил только, чтобы гнать по кругу за лишним куском. Но ведь жизнь — это что-то другое, не серые бытовые будни, не гонка. Нужно срочно жить — проветриться, пофотографировать и поздно вечером вернуться домой. Как же мало нужно для счастья, ведь ничего нет лучше путешествия.

Upd.
C третьего раза таки собрались ехать!

Первые наброски жирных точек для алчных дрожащих рук с фотоаппаратом 🙂

Слоним

дом народный (руины)
Дата строительства: конец XIX—начало XX вв.
Рейтинг (1..4): взглянуть
Адрес: ул. Васи Крайнего, 18

Первоначально это здание строилось как синагога, но у еврейской общины не хватило средств. Завершали строительство городские власти, приспособившие его под народный дом.

монастырь бернардинок: костел
Дата строительства: 1664—70 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°5’40″N, 25°19’5″E
Стиль: барокко, рококо, классицизм

Полное название храма — костел Безгрешного Зачатия Наисвятейшей Девы Марии.
Сочетает в себе черты барокко, рококо и классицизма.

Слонимский костел бернардинок возведен между 1664—1670 гг. в формах архитектуры барокко. Эта постройка зального типа с большим полукружием одной апсиды. В головной части высится монументальная ярусная башня. Ее облик ассоциируется с замковыми вежами прошлых веков: та же аскетичность декорации и массивность форм. Гладкая стена апсиды, выходившая раньше на торговую площадь, украшена фигурной рамой барочного рисунка.

Каменный монастырь был пристроен позже, в 1764 г., и обновлен после пожара в 1793 г.

монастырь бернардинцев: собор Троицкий

Дата строительства: 1639—45 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°5’30″N, 25°19’13″E
Списки: Объекты 1600-1699 гг.
Стиль: барокко, рококо

Слонимский костел бернардинцев — также памятник архитектуры барокко. Время его строительства — 1639—1645 гг., монастыря — середина XVIII в. Высокая восьмигранная башня — колокольня на фасаде в своем основании усилена мощными контрфорсами. Башня была крепостным элементом постройки. В арочных нишах ее были круглые бойницы. Достопримечательность бернардинского костела — две кубические пристройки по бокам, крытые шлемовидными куполами. Благодаря им усиливается силуэтная выразительность памятника, занимающего в панораме города видное место.

синагога Главная

Дата строительства: 1642—48 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Адрес: ул. Советская, 1
Координаты: 53°5’36″N, 25°19’3″E

В синагоге частично сохранились настенные росписи. Действовала до 1940 г., в 2001 г. была передана в собственность Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. Находится на реставрации, каковая, впрочем, практически застопорилась.
Сейчас прямо у здания синагоги — городской рынок.

костел св. апостола Андрея

Дата строительства: 1775 г.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Адрес: пл. Льва Сапеги
Координаты: 53°5’51″N, 25°19’48″E
Стиль: барокко, рококо

В некотором отдалении от исторического центра возвышается фарный костел св. Андрея (1775) — памятник архитектуры барокко. Храм удивляет пластикой фасада, богатством скульптурно-декоративной обработки. Основной декор сосредоточен на главном фасаде. Это — раскреповки, глубокие ниши, слоистые пилястры, фигурный фронтон. Две башни, поставленные под углом к фасаду, усиливают его пластическое построение. Скульптурное убранство интерьера несет черты искусства рококо. В архитектурный комплекс входят также брама и одноэтажный монастырский корпус. Костел св. Андрея активно участвует в формировании панорамы Слонима и находится в пространственно-планировочной связи с комплексом исторического центра города.

Сынковичи

церковь св. Михаила Архангела

Даты строи-
тельства: начало XVI в. / 1841 г. / 1880—81 гг.
Рейтинг
(1..4): увидеть обязательно
Координаты: 53°7’23″N, 25°9’27″E
Стиль: черты древнерусского зодчества, готики, ренессанса

Кулагин указывает дату строительства церкви как 1407 г.; Чантурия — конец XV—начало XVI вв.; в книге «Православное зодчество Беларуси», изданной под патронажем православной церкви, утверждается, что храм был возведен в 1-й половине XVI в., так как в «Акте визитации» 1760 г. помимо прочего упоминается выделение в правление королевы Боны (1518—1556 гг.) средств на постройку церкви. Кушнеревич и Габрусь сходятся во мнении, что сынковичский храм правильнне датировать началом или 1-й половиной XVI в. Существует также версия (впрочем, весьма спорная), что эта церковь — перестроенный в 1405—07 гг. прусский замок начала XIV в.

В Сынковичах — деревне Зельвенского района — находится древнейший в Беларуси храм оборонного типа. Наиболее вероятным временем его строительства можно считать конец XV — начало XVI в. Массивные стены, башни и помещения над сводами с бойницами сближают его с небольшим замком. План храма — слегка вытянутый прямоугольник с трехнефным членением, где все нефы имеют почти одинаковую ширину.

Граненые столбы, на которые опираются крестовые своды с нервюрами, занимают малую часть внутреннего пространства. Поэтому интерьер церкви получил зальный характер. Это чувствуется и во внешнем объеме сооружения, представляющем собой параллелепипед, покрытый высокой щипцовой крышей.

Оригинальный прием использован при перекрытии апсид. Если обычно каждая апсида храма имела отдельную крышу, то в Сынковичах все три апсиды находятся под одним покрытием. Это стало возможным за счет введения системы ступенчатых арочек, расположенных между верхними частями апсидных полукружий. Такой прием, по существу, превращает крышу постройки с трехапсидным планом в одноапсидный ее вариант, упрощая конструкцию и сохраняя целостность объемного построения. Аналогичная конструкция отмечается в Троицкой церкви начала XVI в. в Вильнюсе, подтверждая гипотезу о единстве архитектуры православных храмов в Великом Княжестве Литовском.

В архитектуре церкви имеются детали древнерусского и готического зодчества. К первых можно отнести архитектурный поясок, охватывающий апсиды, и две восточные круглые башни на уровне нижнего яруса. Стрельчатые арки проемов, крутая крыша, звездчатые своды в правой апсиде — элементы готики. Фронтоны церкви, составляющие большую часть торцовых фасадов, изрезаны многочисленными декоративными нишами, которые снимают впечатления тяжеловесности стены.

Зельва

костел Троицкий

Дата строительства: 1910—13 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Адрес: ул. 50-летия ВЛКСМ, 18
Координаты: 53°9’0″N, 24°48’22″E
Списки: Костелы (избранное)
Стиль: неороманский

церковь Троицкая

Дата строительства: 1815 г., 1904—09 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть по дороге
Ориентир: угол ул. Октябрьской и Советской
Координаты: 53°8’51″N, 24°48’47″E

См. также статью Марины Загорской «Што ў Бога за кулісамі?» для газеты «Салiдарнасць». Ниже небольшая цитата из этой статьи:

«…Валянцін Дубатоўка — не гісторык і не краязнаўца. Ён — прадпрымальнік. Але ў справе дасканалага вывучэння жыцця старажытнага роду Сапегаў “дылетант” Дубатоўка здолеў апярэдзіць прафесіяналаў. Пакуль ён — адзіны ў Беларусі чалавек, які па ацалелых “цаглінках” з вензелем Сапегаў аднавіў у сваёй кнізе іх імперыю. Адкрыццё, якое Валянцін зрабіў у Зэльве, шакіравала спецыялістаў сваім блюзнерствам — тутэйшая Свята-Троіцкая царква была раней… тэатрам.

Шчыра кажучы, вучоныя і святары даўно заблыталіся з гісторыяй будыніны на рагу цяперашніх Савецкай і Кастрычніцкай вуліц. У даведніках пазначана, што яна “закладзена ў 1815 г. з цэглы як касцёл на падмурку драўлянай царквы 1434 г.”, які ў 1909 г. перабудавалі ў праваслаўны храм.

— Усё хлусяць даведнікі, — катэгарычна сцвярджае Валянцін. — Там, дзе месціцца Свята-Троіцкая царква, у XV ст. яшчэ не было Зэльвы. Першае з пахаванняў святароў вакол храма пазначана 1830-м.

— Але на якой падставе ты сцвярджаеш, што тут быў тэатр?! — не здаюся я.

— А ты зірні, як стаіць храм, зірні! — гарачыцца Дубатоўка. — Алтаром не на Захад (як касцёл), не на Усход (як царква), а проста ў радок з іншымі пабудовамі. Так фарміравалася вуліца ў той самы час, калі Зэльва грымела на ўсю Еўропу сваім Анненскім кірмашом, роўным па размаху з Лейпцыгскім. Штогод з 25 лiпеня па 25 жнiўня насельнiцтва мястэчка ўзрастала да 3 тысяч чалавек… Хіба Сапегі не выкарысталі б такую магчымасць, каб здзівіць заезджы люд тэатральнымі пастаноўкамі?..

…Настаяцель Троіцкай царквы айцец Аляксандр лічыць яе ад пачатку самай што ні на ёсць храмавай пабудовай: “У вёсцы Івашковічы, непадалёк ад Зэльвы, захаваліся рэшткі храма, які зруйнавалі падчас першай сусветнай вайны. Пабудова цалкам нагадвае нашу”.

Вядомы экскурсавод Анатоль Варава схільны да таго, каб прыняць версію Валянціна Дубатоўкі: “Я не толькі знаёмы з яго грунтоўным даследаваннем “Архіпелаг Сапегаў”, але і сам не раз наведваў царкву. У ёй насамрэч ёсць зусім не характэрныя для культавага дойлідства абходныя памяшканні. Тут мог мясціцца тэатр”….»

водяная мельница

Дата строительства: конец XIX в.?
Рейтинг (1..4): взглянуть
Списки: Водяные мельницы

Недавно работала на электромоторе. Сейчас — в заброшенном состоянии.

Волковыск

костел св. Вацлава

Дата строительства: 1846—48 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть по дороге
Адрес: ул. Маркса, 25
Координаты: 53°9’32″N, 24°28’17″E
Стиль: поздний классицизм

Гнезно

костел св. Михаила Архангела

Дата строительства: 1524 г.
Рейтинг (1..4): увидеть обязательно
Координаты: 53°7’23″N, 24°20’37″E
Стиль: готика, ренессанс

Строился как католический храм. С 1555 по 1643 гг. был приспособлен под кальвинский сбор, затем снова переосвящен в костел.

В Гнезно — небольшой деревне Волковысского района, до нашего времени сохранился редкий образец готической архитектуры — костел XVI в. Это однонефный храм с трехстенной апсидой и башней в центре главного фасада. Башня восьмигранная, что встречается довольно редко в белорусском зодчестве.

Архитектура фасадов вобрала в себя формы поздней готики (подвесные и килеподобные арки, прямоугольные ниши, стройные контрфорсы со ступенчатыми консолями вверху) и черты ренессанса (горизонтальные тяги и арки над окнами второго яруса башни, многообразные карнизы). Памятник не имеет характерных для готики сводов и перекрыт деревянным плоским настилом. Такой прием встречается в однонефных храмах вследствие того, что кирпичный свод большого пролета сделать сложно.

Гнезненский памятник дополняет коллекцию готических построек Гродненщины как пример переходного типа к архитектуре ренессанса.

Большая Берестовица

костел Благовещенский

Дата строительства: 1741 г.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°11’33″N, 24°1’9″E

Возведен на месте деревянного костела 1620 г. По сведениям из других источников, именно этот храм был возведен в 1615—20 гг. (впрочем, это, скорее всего, ошибка).

Святск

дворцово-парковый ансамбль: дворец Валовичей

Дата строительства: 1779 г.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°47’50″N, 23°39’40″E
Стиль: переход от барокко к классицизму

Святск. Эта небольшая деревня близ Гродно, известна дворцовым ансамблем Валовича, построенным в 1779 г. (итальянский архитектор Джузеппе Сакко). Памятник можно отнести к эпохе расцвета барокко, но во многом уже чувствуется влияние классицизма.

Дворец и хозяйственные постройки расположены на местности, пересеченной прудами и каналами. Парк и водоемы образуют живописный фон. Комплекс состоит из трех корпусов: центрального и двух флигелей, объединенных полуциркульными галереями.

Парадная лестница, залы, гостиные и другие лучшие помещения сосредоточены в центральном корпусе дворца. Его планировка проста: средняя часть отведена под трехмаршевую лестницу и восьмигранный зал, в боковых частях собраны малые залы и кабинеты. Коридор, продольно разрезающий основной корпус дворца, переходит в полуциркульные галереи, ведущие к флигелям. Такая планировка обеспечивает удобную связь отдельных частей всего комплекса. В главном корпусе применен распространенный для дворцовых сооружений того времени прием композиции фасада с тремя ризалитами. Каждый из слегка выступающих боковых ризалитов отмечен спаренными пилястрами, между которыми расположено высокое полуциркульное окно. Венчаются боковые ризалиты изогнутыми фронтонами.

Боковым ризалитам в парковом фасаде противопоставлен пятигранный выступ главных залов. Эта часть дворца, украшенная пилястрами и завершенная фигурной крышей, трактуется как монументальный эркер. Подобный эркер с полукруглыми угловыми частями характерен для барокко.

Работы по внутренней отделке дворца в Святске продолжались до конца XVIII в. Панели стен, камины, двери, рамы для зеркал, консоли, вазоны, мебель и т. д. были сделаны по эскизам и под руководством Сакко. В отделке интерьера принимали участие и художники Т. Маньковский и А. Смуглевич.

Большая часть отделки дворца концентрировалась на втором этаже и носила черты как барокко, так и классицизма. Стены основного зала украшали колоннами, наличники дверей были покрыты изящным рельефом, а глубокие ниши вместили камины со скульптурами. В оформлении интерьера были применены два типа декорации — лепной и живописный. Последний занимал большое место и был разнообразен как по стилю, так и по тематике. В одних случаях стенная живопись изображала античные статуи, вазоны и ниши, в других — пейзажи.

Щучин

усадьба: дворец

Дата строительства: конец XIX в.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°36’37″N, 24°44’28″E

По мнению А. Т. Федорука, этот дворец был возведен на рубеже XIX и XX вв., а к XVIII в. надо относить предыдущий щучинский дворец, принадлежавший Сципионам дель Кампо.

Памятником архитектуры переходного периода от барокко к классицизму является Щучинский дворец (арх. Ю. Пиола, 60—70-е гг. XVIII в.). Это двухэтажное компактное здание, центральная часть которого имеет широкую лоджию с двумя колоннами. Расчленение объема на три части с понижением средней (полтора этажа) усиливает пластичность главного фасада, выявляет вестибюльную группу и основные парадные помещения дворца (в ризалитах). Декоративная обработка фасадов складывается из пилястр и колонн ионического ордера, оконных наличников, балюстрады со щитом в центре для скульптурного картуша. Дворец расположен в живописном парке (садовод С. Юндил) и ориентирован главным фасадом в сторону центра Щучина.

монастырь пиаров: костел св. Терезы

Дата строительства: 1826—28 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Адрес: ул. Советская, 1
Координаты: 53°36’22″N, 24°44’29″E
Стиль: классицизм

Костел св. Терезы построен в 1827 г. В плане он представляет собой латинский крест, средокрестие которого расширено и переходит в восьмигранный барабан под куполом. Планировка отличается четкостью и простотой, что характерно для архитектуры первой трети XIX в. В облике храма преобладают черты классицизма: трехчетвертные колонны дорического ордера, развитый антаблемент, скромный набор пластических элементов в обрамлении проемов. Часть костела, где превалирует купол, приближается к постройкам центрической композиции. Памятник интересен как образец классицизма в культовом зодчестве, в котором монументальные формы сочетаются с деревянными элементами (башенка над входом, фонарь купола, гонтовое покрытие).

Желудок

усадьба: дворец

Дата строительства: 1908 г.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 53°36’2″N, 24°57’24″E
Стиль: модерн

Находится на огороженной территории бывшей военной части. До 2005 г. охранялся сторожами, которые уважительно относятся к истории своей малой родины (очень любят рассказывать про дворец и, на определенных условиях, могут показать его и провести по всем этажам). С 2005 г. территория усадьбы передана КГБ.

Мурованка

церковь Рождества Богородицы

Дата строительства: между 1516—42 гг.
Рейтинг (1..4): увидеть обязательно
Координаты: 53°41’51″N, 24°59’59″E
Стиль: готика, ренессанс

В некоторых источниках эта церковь называется не мурованковской, а маломожейковской. Ткачев: «Храм оборонительного типа, известен как Маломажейковский, или «Мурованка», стоит на южной окраине поселка и железнодорожной станции Скрибовцы Щучинского района Гродненской области в 3 км от деревни Маломажейково. … Судя по всему, он был построен где-то между 1516 и 1542 гг.»

По сведениям из других источников, храм был возведен в 1524 г.

В Мурованке, деревне Щучинского района, сохранился выдающийся памятник белорусского зодчества первой половины XVI в. — Маломожейковская церковь. Она относится к храмам оборонного типа. Монументальная каменная постройка по углам закреплена круглыми башнями с винтовыми лестницами, ведущими к бойницам, опоясывающим верхнюю часть храма. Церковь четырехстолпная, одноапсидная, завершается высокой двухскатной крышей, прикрытой со стороны главного фасада фигурным щипцом. Апсида занимает всю ширину храма, способствуя созданию зального интерьера.

Своеобразная конструкция перекрытий: сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания и величины. Система готических сводов характеризуется изяществом и тонким рисунком. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными неглубокими нишами. Спаренные полуциркульные ниши с небольшим замком близки традиционным формам декорации памятников московского каменного зодчества. Круглое окно над входом — прием, обычный для культовых памятников романской и готической архитектуры.

В целом же конструктивное и архитектурно-художественное решение храма представляет местные традиционные черты белорусской архитектуры XVI в. Во второй половине XIX — начале XX в. Маломожейковская церковь подверглась перестройке: к западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены.

Лида

замок Гедимина

Даты строительства / обновления: 1323—25 гг. / конец XX в.
Рейтинг (1..4): увидеть обязательно
Координаты: 53°53’13″N, 25°18’10″E
Стиль: готика, романский

Крепость была построена в 1323—1325 гг. князем Гедимином и на протяжении нескольких столетий оставалась мощной цитаделью на западных землях Беларуси.

Многочисленные осады, которые выдерживала крепость, привели к повреждению стен, разрушению башен и полному уничтожению ее застройки внутри.

Крепость заложена на насыпном холме высотой 5—6 м в окружении рва и водоемов. Ее план в виде прямоугольника, близкого к квадрату, имеет площадь около 0,6 га. Толщина стен у основания достигает 2 м при высоте более 12 м. Верхняя часть стен, углы и обрамления проемов облицованы кирпичом, основной массив крепости сложен из крупных камней-валунов.

Две башни, прямоугольные в основании, располагались в углах по диагонали, выдаваясь во двор. Их верхние этажи были приспособлены под жилье. На территории крепости в прошлом находились православная церковь (в 1533 г. перенесена в город), жилые и хозяйственные постройки. В архитектуре сооружения наряду с готикой встречаются формы романского зодчества, что было обычным для ранних произведений монументального строительства на белорусской земле.

Ныне Лидский замок находится в стадии реставрации. Археологическими раскопками выявлены его внутренняя планировка, фрагменты башен, уточнены многие архитектурно-планировочные, конструктивные и отчасти художественные характеристики, что используется при восстановлении памятника.

Жирмуны

усадьба Радзивиллов

Дата строительства: конец XVIII—начало XIX вв.
Рейтинг (1..4): увидеть по дороге

Геранены

замок /сохр. частично/

Дата строительства: конец XV—начало XVI вв.
Рейтинг (1..4): увидеть по дороге
Координаты: 54°6’48″N, 25°34’45″E

Все, что осталось от замка (полный отчет), а также рисунок XIX в. Наполеона Орды — можно увидеть в фотогалерее.

На месте замка сохранились лишь рвы, земляные валы, небольшие фрагменты (1—2 м в высоту) каменных цилиндрических башен. Все заросло деревьями и кустарником.

Жемыславль

усадьба: дворец Уместовских

Дата строительства: до 1877 г.
Рейтинг (1..4): увидеть интересно
Координаты: 54°7’56″N, 25°45’55″E
Стиль: неоклассицизм

Дворец графа Уместовского — уменьшенная копия Лазенковского дворца в Варшаве. Архитектором этого проекта является Маркони. Сооружение построено в классическом стиле. Дворцы схожи как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Однако сейчас о былом величии напоминают лишь рамы в коридорах, кое-где лепка под потолком и мозаика из плитки на полу. Перед дворцом расположен пруд, а вокруг — парк, от которого сейчас мало что сохранилось.

Карта маршрута

Картинка кликабельна ~900 kb

Файлы для печати: Гродненщина.zip

Written by Maestro

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *